Новая «классика экспериментов»: от армянского средневековья до треш-рока
17 июля 1987 года в Армении, в городе Гюмри, родился Тигран Хамасян (Tigran Hamasyan) – пианист и композитор, смешивающий в своем творчестве традиции джаза с фольклорными армянскими и азиатскими мотивами и ладами, а также с тяжелым роком, прогрессивом, трешем, электроникой, авангардом, классикой, средневековой духовной музыкой, поэзией и многим другим. Работы Тиграна уже получили самое широкое международное признание. Его семь лидерских альбомов высоко оценили такие культовые фигуры джаза, как Чик Кориа, Херби Хэнкок, Брэд Мелдау. Как написали о пианисте в “Guardian”, он во многом следует самым амбициозным принципам Хэнкока, являясь одновременно и виртуозным мультистилистом джаза, и создателем мощных, идущих от грува, хитов, и неутомимым изобретателем новых жанров.
Музыкой Тигран увлекся уже в три года, начав играть разнообразные мелодии на семейном фортепиано. В шесть лет мальчик пошел в музыкальную школу, однако в те времена, получая классическое образование, он мечтал играть трэш-металл на гитаре. В девять Тигран уже начал изучать джаз и вскоре заинтересовался возможностью интегрировать в джазовые формы близкие ему мотивы армянской музыки. Большое влияние тогда на него оказали армянские композиторы Арно Бабаджанян и Авет Тертерян. Тем временем, когда мальчику было около 10, его семья переехала в Ереван, а еще через 6 лет – в Калифорнию.
В 11 лет Тигран выиграл фортепианный конкурс на фестивале “Montreux Jazz Festival”. Свой дебютный альбом, “World Passion”, он выпустил в 18 лет – в 2006 году, и тогда же выиграл престижный Международный конкурс имени Телониуса Монка. Затем последовали новые работы: “New Era” (2008), “Red Hail” (2009) и альбом-бестселлер “A Fable” (2011), за который Тигран получил премию “Victoires de la Musique” (французский эквивалент “Grammy”). Среди последних наград музыканта – “Vilcek Prize” за «Креативный потенциал в современной музыке» (Creative Promise in Contemporary Music) и свежеполученная премия “ECHO Jazz Awards 2016”.
Молодой пианист выступает и записывается в самых разных, традиционных и экспериментаторских, форматах и составах. Например, для записи альбома 2013 года “Shadow Theatre” Тигран использовал расширенные саксофонную и струнную секции и хор, а появившийся в начале 2015-го альбом “Mockroot” был записан в классическом трио: сам Тигран – фортепиано и вокал, Сэм Минае – бас-гитара, Артур Хнатек – барабаны.
Второй проект 2015 года – “Luys i Luso” – вообще совершенно уникален. На нем Тигран играет в сопровождении Государственного Камерного хора Еревана под руководством Харутюна Топикяна. Этот альбом представляет собой интерпретацию духовной армянской музыки 5-19 веков и включает сделанные Тиграном переложения и аранжировки произведений средневековых и классических армянских поэтов и музыкантов.
В 2017 году Тигран работал над новым альбомом, но в результате материалы его записей составили целых два релиза: "An Ancient Observer" (vk.cc/9B4ds6), вышедший в том же 2017-м, и "For Guimri", выпущенный уже в 2018-м. Треки с этих альбомов мы и предлагаем послушать в аудиоподборке. Они записаны соло: все, что вы слышите, – голоса, фортепиано, электропиано, эффекты синтезатора – все это сам Тигран.
Примеры его более ранних работ вы можете послушать в прошлогоднем посте: vk.cc/6T2G4v
Ольга Дюдина
#TigranHamasyan #JazzPiano #ContemporaryJazz #OlgaDyudina #JazzCalendar #17JulyJazz #AnAncientObserver #ForGuimr i#JazzAlbum #JazzAlbums