"Я удивлён, что интерес к моей игре сейчас кажется более пристальным, чем когда-либо.." Арт Ван Дамм (Art Van Damme) — одна из легенд мирового джаза, один из лучших аккордеонистов с невероятным послужным списком — родился 9 апреля 1920 года в маленьком городке Норуэй, штат Мичиган, США. Он сделал для аккордеона то, что Бенни Гудмен для кларнета. Его точный контроль мехов позволял делать акцент на каждой ноте инструмента, а его потрясающая техника давала такое уникальное звучание, что трудно было узнать на слух аккордеон. Он сделал больше для признания аккордеона как джазового инструмента, чем любой другой исполнитель. Более подробно о биографии Арта Ван Дамма вы можете прочесть в эссе Марины Андреевой: vk.com/wall-43416763_8446. Сегодня я предлагаю вам прочесть выдержки из интервью Хольды Паолетти-Кампль с Артом Ван Даммом, которое она взяла у него в год его 85-летия. Вопрос: «Когда Вы начали играть на аккордеоне? Был ли у Вас кумир или кто-то, кто вдохновлял Вас?» — Когда мне было девять лет. Мы с родителями жили в маленьком городке в штате Мичиган, куда родители приехали из Бельгии. Родители, должно быть, включали мне какую-то запись и моя мать, вероятно, хотела, чтобы я играл на музыкальном инструменте. В соседнем городе был один человек, который только что оставил игру на органе — его звали Хейнц Кавиани. Он устал от путешествий и решил вернуться домой и начать давать уроки музыки на аккордеоне, и я стал учиться у него. Вопрос: «Что было наиболее эмоционально-волнительным в Вашей музыкальной карьере? — Ответ на этот вопрос очень сложный ... Мне очень повезло когда я был молодым, я начал выступать в моем родном городе, а также во время двух поездок в Калифорнию, мне тогда было всего 12-13 лет. Мы начинали в Чикаго и заканчивали в Калифорнии с несколькими остановками по пути, выступая в квинтете моего учителя. Я учился у своего итальянского учителя Хейнца Кавиани в течение 5 лет! Так что, на самом деле, моя карьера началась, когда мне было 12 лет. В 1933 году на выступлении для Бельгийской Ассоциации Дворников президент этой Ассоциации спросил меня, чем занимался мой отец. Это было время великой депрессии. Я сказал, что он режет дрова за 1 доллар, и он ответил: «Пусть отец придёт встретиться со мной». И вот моя семья переехала в Чикаго, потому что они дали моему отцу работу уборщика в 1934 году, и после этого мой учитель приезжал каждые две недели, но поскольку ему добираться стало трудно, я пошел к другому учителю и стал изучать классическую музыку с возраста 14 лет, пока мне не исполнилось 19. «Хорошо, когда же я пришёл к Джазу?» — спросите вы. Я всё ещё учился в средней школе, и моим кумиром в то время был Бенни Гудман. Я развивал свой джазовый стиль в своём первом трио, в котором был аккордеон, саксофон и ударные. Саксофонист был отличным импровизатором, и я старался его копировать. Я не учился этому где-либо ещё — я слушал записи и практиковался в трио. Вопрос: «Можно ли изучить джазовую импровизацию?» — Вас могут научить, как импровизировать и как играть аккорды, но у исполняющего человека должно быть это особое чувство реальной импровизации. Вы можете воспроизводить те же ноты, которые играет кто-то другой, но эти ноты никогда не будут звучать одинаково. Вопрос: «Вы когда-либо преподавали игру на аккордеоне и передавали свой отличный способ интерпретации другим или, как вы думаете, каждый музыкант должен попытаться найти свой собственный путь?» — Да, я преподавал. У меня был музыкальный магазин и студия, когда я покинул NBC (американская коммерческая телекомпания). Я был в NBC 15 лет. Я тренировал, в основном, профессиональных музыкантов, которые интересовались тем, как я играл на аккордеоне. Я мог немного научить их, как импровизировать, но я больше учил их играть на инструменте. Это важная часть. Классическое образование было лучшим, что когда-либо случалась со мной, потому что оно научило меня играть и читать музыку, что очень важно. Мне повезло в мои 24 года — мою группу пригласили для участия в NBC. И там нужно было уметь читать музыку, потому что вы никогда не знаете, что вам нужно будет играть. Вопрос: « Вы всегда играли на аккордеоне марки «Excelsior»? — Первый аккордеон, который купили для меня в 1937 году, был «Excelsior», и я играл на этом аккордеоне до 1945 года. Когда представители фирмы «Excelsior» в Нью-Йорке увидели, что я играю на аккордеоне «Excelsior» на NBC, они предложили мне контракт и сделали мне модель с расширенной клавиатурой. Пожалуй, был один короткий период, когда я ​​играл ещё на аккордеоне другого брэнда, но, в принципе, могу сказать, что всю свою жизнь я играл на аккордеоне одной и той же марки. Вопрос: «Какое напутствие Вы хотели бы дать молодым музыкантам, которые хотели бы вступить в мир джазовой музыки с аккордеоном?» — К сожалению, музыка уже не та, какой она была раньше. С тех пор, как появился рок, концепция того, что люди любят в музыке, изменилась. Но если у подростка есть какой-то талант, я говорю: «Учитесь играть на инструменте правильно, уроки важны». Я также предлагаю изучать классическую музыку. Почти у всех действительно прекрасных и лучших джазовых музыкантов было классическое образование. Именно благодаря этому, что бы вы не захотели сыграть, вы способны это сыграть. Вопрос: «Конечно, я должна задать Вам последний вопрос. В чем секрет Вашей жизни? Как было возможно завоевать внимание и очаровывать столь широкую аудиторию слушателей в течение стольких десятилетий?» — Мне очень повезло в 1944 году подписать контракт с NBC, который изменил мою жизнь, потому что на тот период жизни я всё ещё играл в барах и тавернах. Это открыло для меня целый новый мир, и я основал группу, где играл на аккордеоне. Я был поражен, когда в 1967 году во время моей первой поездки в Европу открыл для себя, что так много людей слышали обо мне. У меня были сетевые радиопередачи на NBC, и таким образом люди слышали мои записи. Шоу дало мне возможность поиграть со всеми великими джазовыми музыкантами, такими как Диззи Гиллеспи. Они приходили на шоу. Я играл с ними. Я удивлён, что интерес к моей игре сейчас кажется более пристальным, чем когда-либо. Я не знаю почему, но я очень этому рад! Ушёл из жизни Арт Ван Дамм 15 февраля 2010 года, оставив после себя богатейшее наследие для многих молодых музыкантов. Арт Ван Дамм: «Молодой талантливый аккордеонист должен стараться играть в сочетании с другими инструментами». В приложенном видео интервью Арта Ван Дамма 1991 года, где он рассказывает о себе и о том, как создавал свой квинтет и свой стиль игры (в видео можно настроить русские субтитры). Наталья Лупекина. #JazzCalendar #ДжазовыйАрхивариус #НатальяЛупекина #ArtVanDamme #Jazz #JazzAccordion #9AprilJazz

Теги других блогов: джаз аккордеон Арт Ван Дамм