Теория струн
Великолепная американская джазовая певица и мультиинструменталистка Эсперанса Сполдинг (Esperanza Spalding) родилась на западе США, в городе Портленд (штат Орегон) 18 октября 1984 года. Американцы, говоря о населении своей страны, любят сравнивать ее с плавильным котлом. В этом смысле Эсперанса – идеальный пример такого рода плавильных процессов. В ее жилах течет кровь самых разных народов. Отец Эсперансы – афроамериканец, а предки матери жили в Испании, Уэльсе и здесь же, на земле Америки – среди них были и индейцы. Отец не жил с семьей, и мать одна воспитывала Эсперансу и ее брата. Росла Эсперанса в мультикультурной и многоязычной среде, чему способствовал тот факт, что с ранних лет ее опекала няня-кубинка, обучившая девочку испанскому языку.
В четыре года, увидев по телевизору выступление знаменитого виолончелиста Йо Йо Ма, она поняла, что это – ее путь. Меньше чем через год девочка практически самостоятельно (!) научилась играть на скрипке и в пять лет уже начала играть на этом инструменте в Обществе камерной музыки Орегона, куда в равной степени был открыт доступ и детям, и взрослым. Десять лет Эсперанса играла в этом составе и к 15 годам стала в нем концертмейстером. И в этом же возрасте она впервые вышла на профессиональную сцену, играя… блюз на контрабасе в одном из местных клубов с музыкантами, многие из которых годились ей в отцы! Эта девочка действительно была рождена для музыки – с удивительным, прирожденным чувством ритма и гармонии и потрясающей жадностью как можно больше и как можно скорее попробовать все в этом мире звуков!
Эсперанса отнюдь не ограничилась скрипкой и академической музыкой. Ей было интересно все – рок, хип-хоп, рэп, блюз, джаз. Мать училась играть на гитаре – восьмилетняя девочка ходила с ней на уроки и потом дома воспроизводила мамины экзерсисы на фортепиано. Эсперанса освоила гобой, кларнет, начала сама сочинять песни – и музыку, и стихи. Но когда она впервые увидела контрабас, именно этот большой, казалось бы, совсем не женский инструмент, полностью завладел ее сердцем. Почему именно он – не знаю, как не знаю, почему она в итоге выбрала для себя именно джазовую дорогу, хотя другие музыкальные пути явно обещали больше коммерческих лавров. Это ведь, как любовь, – она возникает, и тут трудно найти какие-то рациональные объяснения. В 2008 году, отвечая на вопрос интервьюера о выборе инструмента, она так и сказала, что выбор контрабаса можно сравнить с ситуацией, когда «…просыпаешься одним прекрасным утром и обнаруживаешь, что влюблена в своего коллегу по работе».
Во всяком случае, в 16 лет она, получив специальную стипендию, начала учебу в Портлендском университете именно как басистка. Ее главные кумиры в игре на контрабасе – Рон Картер и Дэйв Холланд. Параллельно Эсперанса брала частные уроки вокала (сегодня она поет не только на английском, но и на испанском и португальском). Еще одна параллельная линия – Эсперанса Сполдинг становится практически лидером поп-роковой группы «Noise for Pretend», для которой пишет песни на любые темы. Именно в рамках этого состава она впервые попробовала одновременно петь и играть на контрабасе – главная «фишка» всей ее последующей карьеры. Местные рамки вскоре стали тесны для Эсперансы – педагоги в Портленде почувствовали это раньше юного дарования и посоветовали ей продолжить учебу в самом знаменитом музыкальном педагогическом центре Америки – «Berklee College of Music» в Бостоне.
Это было страшновато! Пересечь весь континент со своим столь громоздким другом-контрабасом и отправиться из теплых (во всех отношениях) родных краев в неведомую Новую Англию. Да и элементарная, прозаическая проблема: нет денег! Нет денег – но есть друзья. Они устроили Эсперансе концерт-бенефис, собрали 1000 долларов, и с этой «грандиозной» суммой она все-таки полетела в Бостон. Разумеется, цветами ее там никто не встречал. Помимо чисто бытовых трудностей, Эсперансе пришлось осознать, что Беркли – место, где вместе с ней учатся самые способные и самые целеустремленные молодые музыканты не только из разных уголков Америки, но и из самых разных стран всех континентов. Однако, и в этой пестрой компании талантов, пусть не сразу, но она заставила говорить о себе. Эсперансу оценил ее первый педагог по классу контрабаса Джон Локвуд, легендарный Пэт Мэтини продюсировал запись студенческого ансамбля с ее участием, и, наконец, сам вице-президент Беркли, не менее легендарный Гэри Бартон, очень тепло и очень лестно отозвался в 2004 году о молодой исполнительнице: «У нее великолепное чувство ритма, она уверенно читает самые сложные композиции и она вкладывает весь свой жизнерадостный темперамент в любую исполняемую музыку. Она полностью готова к большой карьере, и это произойдет очень скоро».
Прозорливый ветеран не ошибся. За три года, проведенные в Бостоне, Сполдинг не только получила степень бакалавра. Почти сразу после этого, в том же 2004 году, она сменила студенческую скамью на преподавательское кресло, будучи принятой в штат преподавательского корпуса Беркли и став в свои 20 лет самым юным педагогом за всю историю колледжа! Это само по себе уникальное достижение, но еще важнее для всего ее последующего роста, о котором говорил Бартон, было другое: Эсперанса приобрела бесценный исполнительский опыт, играя в бостонских клубах с самыми разными партнерами, а также участвуя в различных проектах с по-настоящему большими мастерами, такими как пианист Мишель Камило, вибрафонист Дэйв Сэмюэлс, басист Стенли Кларк, саксофонисты Дональд Харрисон и Джо Ловано, певица Патти Остин. Все эти столь разные люди почувствовали в девушке именно того партнера, который был им необходим. Сама Эсперанса особенно выделяла среди них Джо Ловано: «Работать с Джо было страшновато, но он – чрезвычайно великодушный человек. Не знаю, была ли я готова к выступлениям, но он очень в меня верил. Это был потрясающе полезный урок». Эсперанса явно созрела для старта собственной карьеры.
Дебютный альбом Эсперансы Сполдинг, названный «Junjo», увидел свет 18 апреля 2006 года на лейбле «Ayva Music». В «Junjo» Эсперанса уже «выложила на стол» свои главные козыри – экспрессивную манеру пения и густой, сочный звук и безукоризненную тенику в игре на контрабасе. Другой вопрос, что, несмотря на благосклонную реакцию публики и критики, особой революции этот дебют не произвел: еще один первый диск молодого исполнителя, каких десятки появляются каждый месяц. Интересно, что сама Эсперанса порой даже не относила этот проект к своим сольным работам, считая его скорее плодом усилий всего трио.
Ну, а зато собственная роль в записи второго альбома не вызывала уже сомнений даже у самой исполнительницы. Не зря же он получил короткое, но емкое название: «Esperanza» (2008). Эсперанса в этом проекте по-прежнему поет (на трех языках) и играет на акустическом контрабасе, но также и на электрической бас-гитаре.
И вот тут резонанс был уже качественно иным. В чартах журнала «Billboard» в области современного джаза альбом продержался более 70 недель. Об Эсперансе Сполдинг начали писать, и в очень теплых тонах, не только специализированные издания, но и главные игроки на мировом медиа-рынке, вроде «Нью-Йорк Таймс». Грег Барк так экспрессивно описывал концерт Эсперансы в «Лос-Анджелес Таймс»: «(она)… обнимает свой инструмент, как друга. Кажется, ее пальцы спонтанно летают вверх и вниз по грифу. Когда ее голос – высокий и воздушный, но с прочной основой – срывается в скэт или мелизмы, ее руки словно говорят вместе с ее связками, помогая друг другу». Эсперанса замелькала в самых модных телевизионных шоу – «гуру» голубого экрана вдруг озарило: талант, внешние данные, мультикультурные корни – и все «в одном флаконе»!
Основной «урожай» лавров за "Esperanza" пришелся на 2009 год. Ассоциация джазовых журналистов вручила Эсперансе Сполдинг премию за 2009 год в категории «Восходящая звезда». "JazzWeek" увенчала альбом "Esperanza" титулом «альбом года». Сполдинг стала желанным гостем на таких престижных джазовых фестивалях, как ньюпортский и нью-йоркский, дважды выступила на приемах в Белом Доме.
В 2009 году Эсперанса приняла участие и в двух очень интересных проектах других музыкантов. Она и ранее уже записывалась, к примеру, со Стенли Кларком («Toys Of Men», 2007), Крисченом Скоттом («Anthem», 2007), группой «Fourplay» («Energy», 2008). Но кооперации 2009 года были особенно значимыми. Во-первых, Сполдинг попала в длинный список гостей, созванных известным гитаристом Майком Стерном для записи альбома «Big Neighborhood», а во-вторых, она играла на басу в альбоме Джо Ловано «Folk Art». Этот проект стал дебютным для нового квинтета выдающегося мастера, названного «Us Five». Ловано решил, что ему нужны свежие идеи и свежая энергия: в новый коллектив он пригласил и саму Эсперансу Сполдинг, и ее партнеров по прежним записям, ударников Отиса Брауна и Франсиско Мела.
Эсперанса придумала занимательную концепцию для своих следующих альбомов, назвав их “музыкой для сообществ” – "Chamber Music Society" и "Radio Music Society": “Сначала я задумала двойной альбом, который состоял бы из деликатных исследований джаза. Первая часть связана с камерными джазовыми сочинениями, а вторая – c более мейнстримовой музыкой, даже с r`n`b и хип-хопом. Материала получилась так много, что пришлось его разложить на два отдельных альбома. Да, как раз эти два взгляда на джаз меня очень интересуют”.
В феврале 2011 года в Лос-Анджелесе Национальная Академия звукозаписи США проводила торжественную церемонию вручения премий "Грэмми" за 2010 год. Эсперанса Сполдинг попала в шорт-лист претендентов на премию "Грэмми" в категории «Лучший новый артист» или «Открытие года», что само по себе было уже большим успехом. Джазовые записи уже много лет при распределении "Грэмми" жрецами из Академии скромно довольствуются отведенными им резервациями-номинациями и крайне редко что-то завоевывают в общих категориях. Сенсацией 2008 года стало вручение "Грэмми" Херби Хэнкоку за альбом «River: The Joni Letters» в категории «Альбом года» – такого не было уже лет пятьдесят! Но в 2011 году произошла сенсация еще более громкая: Эсперанса Сподинг получила "Грэмми" в категории «Открытие года», попутно обидев Джастина Бибера и его многочисленных фанатов.
А 10 февраля 2013 года, в день вручения премий "Грэмми", из трех номинаций победа пришла к Эсперансе Сполдинг в двух! Она завоевала "Грэмми" за лучший альбом вокального джаза («Radio Music Society») и за лучшую инструментальную аранжировку аккомпанемента вокалу. Наконец, в 2014 году Сполдинг получила еще одну "Грэмми" за альбом "Swing Low" (опять в номинации за лучшую инструментальную аранжировку аккомпанемента вокалу). В 32 года иметь на своем счету уже четыре премии "Грэмми" – согласитесь, это блистательный успех, и его главными составляющими стали талант, свежие идеи и бесспорная харизматичность.
Наш рассказ об Эсперансе Сполдинг не имеет и не может, к счастью, иметь логического завершения. Он прерван, можно сказать, на полуслове. Эсперанса Сполдинг еще в начале своего пути. Хочется, чтобы этот путь был долгим и радовал любителей музыки и почитателей таланта этой молодой исполнительницы, которая данное ей от Бога приумножает с умом, энергией и трезвой осмотрительностью.
Ландыш Рифовна
Читайте также статью Павла Шаляпина: vk.com/wall-43416763_24428
Сегодня в аудио-подборке последний (седьмой посчёту) альбом Эсперансы - "12 Little Spells" , выпущенный 10 мая 2019 года на лейбле "Concord Records".
Музыканты:
Esperanza Spalding – vocals, acoustic bass, electric bass, kalimba
Matt Stevens – guitar, vocals, bass
Justin Tyson – drums, organ, synths, beats
Fernando Lodeiro - recording and mixing engineer
Источник: jazzquad.ru
#EsperanzaSpalding #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #JazzVocal #ContemporaryJazz #JazzGreen #GreenJazz #JazzBass #18OctoberJazz